Фазы развития конфликта

Выделяют две фазы развития конфликта: конструктивную и деструк­тивную.

Для конструктивной фазы характерна неудовлетворенность со­бой, оппонентом, беседой, совместной деятельностью. Она проявля­ется, с одной стороны, в стиле ведения разговора — повышенном эмо­циональном тоне речи, упреках, оправданиях, игнорировании реакции партнера, а с другой стороны, в неречевых характеристиках поведе­ния — уходе от разговора, прекращении совместной деятельности или ее нарушении, замешательстве, внезапном увеличении дистанции с партнером по общению, принятии закрытой позы, отведении взгля­да, неестественности мимики и жестикуляции.


392 Часть третья. Педагогическая психология


Глава 23. Психология конфликтов 393



При этом беседа остается в рамках делового обсуждения, разно­гласия не принимают необратимого характера, оппоненты контроли­руют себя Фазы развития конфликта.

Деструктивнаяфаза конфликта начинается тогда, когда взаим­ная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способами реше­ния вопроса, результатами совместной деятельности превышает некий критический порог и совместная деятельность или общение стано­вятся неконтролируемыми.

Эта фаза может иметь две стадии. Первая психологически харак­теризуется стремлением завысить свои возможности и занизить воз­можности оппонента, самоутвердиться за его счет. Она связана также с необоснованностью критических замечаний, с пренебрежительны­ми репликами, взглядами, жестами в сторону оппонента. Эти реак­ции воспринимаются последним как личные оскорбления и вызыва­ют противодействие, т. е. ответное конфликтное поведение.

Конфликтное поведение учащихся выражается в действиях и по­ступках, направленных на то, чтобы прямо Фазы развития конфликта или косвенно препятст­вовать достижению цели и намерения учителя. Упорство учителя в осуществлении своего намерения вызывает еще большее сопротив­ление учащихся в виде разных форм протеста и непослушания. Если учитель не меняет свою тактику взаимоотношений с учащимися, то такие столкновения становятся систематическими, а негативизм уча­щихся все более упорным. Возникает уже не острый, а хронический конфликт, переходящий во вторую стадию деструктивной фазы.

Эта стадия, недопустимая во взаимоотношениях учителя с уча­щимися, характеризуется повышением активности оппонентов при резком ослаблении самоконтроля, нарушением восприятия реакций партнера вплоть до полного искажения смысла его слов и жестов, уходом от предмета спора и переходом на Фазы развития конфликта личности и оскорбления. На этой стадии сами конфликтующие стороны вернуться к конст­руктивному обсуждению уже не могут, поскольку процесс стал не­управляемым и необратимым.


documentadnicir.html
documentadnijsz.html
documentadnirdh.html
documentadniynp.html
documentadnjfxx.html
Документ Фазы развития конфликта